Как правильно ездить. Небольшой ликбез автовладельцам.

Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Сообщения: 3738
Зарегистрирован: 29.12.2007, 00:51
Откуда: Россия
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 1909 раз

Как правильно ездить. Небольшой ликбез автовладельцам.

Сообщение Sergey »

Небольшой ликбез для автовладельцев и не только…


В системах с троссовым приводом дроссельной заслонки, в моих прошивках, карты составов смеси и переходные режимы настроены так, чтобы увеличение обогащения зависело от оборотов и нагрузки, а смесь резко не падала в очень богатую при нажатии педали газа на низких оборотах и высоких нагрузках. В таких случаях работают другие калибровки, для этого предназначенные - калибровки переходных режимов и обогащения при ускорении. Они работают только тогда, когда ЭБУ видит режим ускорения, а не постоянно - при равномерном движении.

Состав смеси плавно обогащается в зависимости от роста нагрузки и оборотов, таким образом достигается рациональное и полное использование топлива с максимальной отдачей. Возможно, кому-то больше нравится, когда при входе в мощностной режим происходит толчок вперед и как бы чувствуется подхват (при этом неизбежно появляются удары в трансмиссию в переходных режимах), но это крайне неоптимальный режим работы, ведущий к неэффективному перерасходу топлива в угоду обманному впечатлению. Идеальным считается ускорение, когда на всем протяжении хода педали газа, набор оборотов и крутящий момент растут линейно, ровно и мощно. Без "клевков" и "затыков", резких подхватов приводящих к ударам в трансмиссию. При таком подходе, машина разгоняется «мягче» при малых открытиях дросселя и быстрее при дальнейшем его открытии, причем само ускорение прогнозируемое и легко управляемое, а топливо расходуется наиболее оптимально.


Нужно только понять - как правильно управлять ускорением и правильно работать с педалью газа.

А это очень просто - педаль газа нужно давить с такой скоростью, чтобы двигатель успевал набирать обороты! Вот и вся хитрость!


В новых системах, с электронным приводом дроссельной заслонки, принцип ускорения без излишнего обогащения, реализован в полной мере, для чего и был придуман сам электронный привод. Нажатие педали газа «в пол» не приводит к полному открытию дроссельной заслонки вслед за нажатием педали. Заслонка открывается плавно и как бы, вслед за ростом оборотов. Нажатие педали газа «в пол» абсолютно бессмысленно, в итоге автомобиль ускоряется менее интенсивно.

Здесь так же действует принцип - педаль газа нужно давить с такой скоростью, чтобы двигатель успевал набирать обороты!

Все вышесказанное относится к топливоподаче, но есть и второй аспект глобально влияющий на все режимы езды, ускорение и итоговый расход топлива - это Угол Опережения Зажигания (УОЗ).
О нем тоже стоит сказать особо, его роль в процессе ускорения и итоговом расходе топлива не меньшая чем топливоподача.


Карта УОЗ в прошивке построена таким образом, чтобы учесть все режимы работы двигателя, от минимальных нагрузок до максимальных, от минимальных оборотов до максимальных при любых вариациях нагрузка-обороты.

Вкратце:

- при малых нагрузках или равномерной езде, УОЗ максимально оптимальный для данного двигателя и режима езды,
- при больших нагрузках УОЗ уходит в минимальные значения (иногда и отрицательные), делается это для того чтобы не допустить детонации (в народе - пальцы стучат).

Как это выглядит в процессе ускорения:

Вариант 1

Мы давим педаль в пол и ждем ускорения, мы же думаем если нажимаем в пол, то машина должна стать самолетом и низко взлететь над землей... а моторчик у нас 1.4л.... По факту мы получаем обратное, в это время УОЗ проваливается в минимальные значения (чтобы не допустить детонации) т.к. нагрузка максимальная, мощность двигателя небольшая, обороты тоже, а мощность и момент, как известно, зависит от оборотов двигателя, замкнутый круг получается... И только с ростом оборотов УОЗ начинает выбираться из низких значений, растет момент с мощностью, но время на ускорении уже потеряно и лишнее топливо ушло в трубу.
Но нам-то пофигу, мы не вникали в это, а педаль у нас как тумблер Вкл-Выкл...
Но затылок чешем и удивляемся - чего она так жрет и затыкается при газе в пол? Пулять же типа должна...

Вариант 2

Мы давим на педаль плавно, двигатель успевает набирать обороты и весело жужжит, без натужного мычания и вибрации по кузову автомобиля, топливо у нас расходуется оптимально, УОЗ максимальный (для данного режима), в итоге получаем - веселый и быстрый разгон с минимальным расходом топлива.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для желающих дополнительно экономить топливо в повседневной езде, нужно уяснить еще один момент.
Любая прошивка состоит как-бы из двух частей, первая часть это экономичный режим, а вторая часть это мощностной режим. Обычно до 50-60% хода педали (или открытия заслонки - в разных системах по разному) это экономичный режим, состав топливной смеси придерживается стехиометрии за счет лямбда-регулирования или настроек ПО если лямбда-регулирование отключено.
Мощностной режим наступает когда педаль (или заслонка) находятся после 50-60% своего хода. В этом режиме состав смеси значительно обогащается, без этого обогащения двигатель не сможет достичь высокой мощности и высокого крутящего момента.

Если хотим ездить с минимальным расходом топлива, то тут тоже все просто - педаль газа нужно давить с такой скоростью, чтобы двигатель успевал набирать обороты и стараемся не давить педаль газа выше 60-70% её хода! Вот и вся хитрость!

P.S. Довольно часто люди обращаются с просьбой сделать "экономичную" прошивку. Мода на такие прошивки была в начале 2000-х годов, тогда делали и сдоенные прошивки типа эконом-динамик, блоки Я5-Я7 это позволяли. Со временем от них отказались т.к. на насмерть удушенной типа "экономичной" прошивке ездить просто невозможно, а до беспредела накрученный динамик не позволял ездить экономно. Да и зачем городить огород когда обычная (одинарная) прошивка может работать и экономно и динамично, только нужно понимать как она это делает.

Помнятся несколько показательных примеров:

- приехал таксист и попросил экономичную прошивку, залили, уехал. Вернулся через пару дней и попросил нормальную прошивку. Пояснил так - мне нужно резко ускорится, чтобы проскочить, а она тупит, разогнаться невозможно.
Он по своему незнанию думал, что он будет низко летать, а прошивка будет экономить ему бензин...
- приехал молодой и горячий - залей прошивку чтобы пёрла как можно сильнее невзирая на расход. Залил прошивку в которой нет вообще экономичного режима, уехал, вернулся через неделю - убери эту, я уже нагонялся, она меня съела...
- приехал пожилой мужик, давний клиент, он уже знал как и что работает в прошивке - поставь динамик (есть такие давно для классики). Говорю - может наоборот эконом, нет - говорит, я знаю как ездить экономно, но когда нужно хочу навалить как хочу.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И последний пример для обобщения всего вышесказанного. Есть у меня двоюродный брат, много лет он ездил на Тайоте Коралла с дизельным двигателем, потом купил Калину, поездил некоторое время и спрашивает - чего она так много жрет? Поглядел на его бортовик, средний расход висит на 12 литрах (лето).
Берем ноутбук и едем кататься, оказывается он ездил на Калине так же как привык на дизеле, т.е. он переключался на 1500-2000 об. Представляете - втыкает 5-ю передачу на 2000! Бедная машинка вибрирует всеми частями кузова от натуги, он давит газ и ждет пока она разгонится...

Пришлось читать ему лекцию:

У бензиновых моторов крутящий момент и мощность сильно зависят от оборотов, в твоем дизеле пик момента на 2000 (условно) и он прет с 1000 оборотов как паровоз, а в бензиновых максимум момента на 3700-4800 оборотах (в зависимости от модели двигателя), максимальная мощность же вообще на 5800.
Из чего следует - оптимальные обороты двигателя должны быть в районе 2500-4500 оборотов на любой передаче, старайся из так держать.
Сбросили бортовик и он поехал осваивать новый стиль езды. Через месяц заехал, поглядели на бортовик, средний расход застыл на 7.5 л.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ:

Примеры работы дроссельной заслонки при разгонах: viewtopic.php?f=251&t=4504

Продолжение на тему расхода топлива, об объективных причинах его довольно высокого расхода на стоковых прошивках, о субъективных причинах его повышения после чип-тюнинга и т.д. здесь: viewtopic.php?f=182&t=6087
_________________
Motor-Master Chip

Не в сети
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 05.05.2017, 12:14
Откуда: Екб
Благодарил (а): 1 раз

Re: Как правильно ездить. Небольшой ликбез автовладельцам.

Сообщение quasar84 »

"Состав смеси плавно обогащается в зависимости от роста нагрузки и оборотов".
"Идеальным считается ускорение, когда на всем протяжении хода педали газа, набор оборотов и крутящий момент растут линейно, ровно и мощно." - вот, вооружившись этой волшебной формулой от Сергея Васильевича, с весны 2017 года крутил-крутил на Грантовском 8клопе и накрутил себе к осени 2018 то, что этой формуле может хотя бы отдаленно соответствовать :)
Зачастую, трогая что нибуть в калибровке получал результат обратно ожидаемому - машина вела себя как капризный ребенок) В голове крутилось - надо сочетать то, как мне надо, и то как машина может. Да и вообще понять, как самому движку то больше нравится.
Так, выяснилось, что мой экземпляр не любит "сильный" газ в пол или "сильную нагрузку" при езде до 2100 об. Он выражает своё неудовольствие "дизелением". Даже если программа это позволяет. Пришлось подогнать ее так чтобы эффект "дизеления" был минимальным, программа не пыталась "наваливать" на этих оборотах. Лимитировать то есть потребовалось момент да дроссель.
А вот с отметки 2150 об. если педальку топнуть - начинается плавный "прирост всего" (включая постепенное обогащение на мощностном), и максимально раскрывается в диапазоне 3000-4500-5000 об. Возникает ощущение "бесконечного подхвата", которое может длиться чуть ли не до самой отсечки :)

Не в сети
Аватара пользователя
Сообщения: 3738
Зарегистрирован: 29.12.2007, 00:51
Откуда: Россия
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 1909 раз

Re: Как правильно ездить. Небольшой ликбез автовладельцам.

Сообщение Sergey »

С режимом ГАЗ В ПОЛ ни один производитель бюджеток реально не заморачивается, все тупо валится и рубится, оно и понятно - моторчик-то стоит игрушечный, его задача просто ехать с горки. Отсюда всевозможные баги вплоть до заглыхания. И это не считается плохим, это не формула 1 и это несвойственный режим для машин подобного класса. Детонацию не допустили да и ладно.
Дело в менталитете, мы хотим бюджетку, но чтобы ехала как феррари - так не бывает!
Всем давно понятно, что наш автовладелец купив Солярис-Логан-Весту (в кредит - естественно) считает , что он купил суперавтомобиль...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Был один показательный пример в практике с газом в пол, до сих пор помню.
Приехал паренек на четырке, починили, прошили, вижу парень не совсем в догоне и далек от темы автомобилей.
Поехали на дорогу, я смотрю в ноутбук - он едет. Вижу, после переключения передачи, гашетка газа в пол на 100%,
следующее переключения - та же песня, мотор мычит, машина вибрирует - тягла нету, следующее переключение - все так же.
Покатались так и домой, спрашиваю - а зачем каждый раз в пол давишь, надо же мотор раскрутить?
Он поглядел на меня долгим удивленным взглядом (как на полного идиота) и гордо ответил - я всегда так езжу...

Вот что он может почувствовать в машине и в прошивке, сколько она у него бензина ест?
_________________
Motor-Master Chip
Ответить

Вернуться в «Информационные материалы»