Как правильно ездить. Небольшой ликбез автовладельцам.
Добавлено: 28.08.2018, 23:02
Небольшой ликбез для автовладельцев и не только…
В системах с троссовым приводом дроссельной заслонки, в моих прошивках, карты составов смеси и переходные режимы настроены так, чтобы увеличение обогащения зависело от оборотов и нагрузки, а смесь резко не падала в очень богатую при нажатии педали газа на низких оборотах и высоких нагрузках. В таких случаях работают другие калибровки, для этого предназначенные - калибровки переходных режимов и обогащения при ускорении. Они работают только тогда, когда ЭБУ видит режим ускорения, а не постоянно - при равномерном движении.
Состав смеси плавно обогащается в зависимости от роста нагрузки и оборотов, таким образом достигается рациональное и полное использование топлива с максимальной отдачей. Возможно, кому-то больше нравится, когда при входе в мощностной режим происходит толчок вперед и как бы чувствуется подхват (при этом неизбежно появляются удары в трансмиссию в переходных режимах), но это крайне неоптимальный режим работы, ведущий к неэффективному перерасходу топлива в угоду обманному впечатлению. Идеальным считается ускорение, когда на всем протяжении хода педали газа, набор оборотов и крутящий момент растут линейно, ровно и мощно. Без "клевков" и "затыков", резких подхватов приводящих к ударам в трансмиссию. При таком подходе, машина разгоняется «мягче» при малых открытиях дросселя и быстрее при дальнейшем его открытии, причем само ускорение прогнозируемое и легко управляемое, а топливо расходуется наиболее оптимально.
Нужно только понять - как правильно управлять ускорением и правильно работать с педалью газа.
А это очень просто - педаль газа нужно давить с такой скоростью, чтобы двигатель успевал набирать обороты! Вот и вся хитрость!
В новых системах, с электронным приводом дроссельной заслонки, принцип ускорения без излишнего обогащения, реализован в полной мере, для чего и был придуман сам электронный привод. Нажатие педали газа «в пол» не приводит к полному открытию дроссельной заслонки вслед за нажатием педали. Заслонка открывается плавно и как бы, вслед за ростом оборотов. Нажатие педали газа «в пол» абсолютно бессмысленно, в итоге автомобиль ускоряется менее интенсивно.
Здесь так же действует принцип - педаль газа нужно давить с такой скоростью, чтобы двигатель успевал набирать обороты!
Все вышесказанное относится к топливоподаче, но есть и второй аспект глобально влияющий на все режимы езды, ускорение и итоговый расход топлива - это Угол Опережения Зажигания (УОЗ).
О нем тоже стоит сказать особо, его роль в процессе ускорения и итоговом расходе топлива не меньшая чем топливоподача.
Карта УОЗ в прошивке построена таким образом, чтобы учесть все режимы работы двигателя, от минимальных нагрузок до максимальных, от минимальных оборотов до максимальных при любых вариациях нагрузка-обороты.
Вкратце:
- при малых нагрузках или равномерной езде, УОЗ максимально оптимальный для данного двигателя и режима езды,
- при больших нагрузках УОЗ уходит в минимальные значения (иногда и отрицательные), делается это для того чтобы не допустить детонации (в народе - пальцы стучат).
Как это выглядит в процессе ускорения:
Вариант 1
Мы давим педаль в пол и ждем ускорения, мы же думаем если нажимаем в пол, то машина должна стать самолетом и низко взлететь над землей... а моторчик у нас 1.4л.... По факту мы получаем обратное, в это время УОЗ проваливается в минимальные значения (чтобы не допустить детонации) т.к. нагрузка максимальная, мощность двигателя небольшая, обороты тоже, а мощность и момент, как известно, зависит от оборотов двигателя, замкнутый круг получается... И только с ростом оборотов УОЗ начинает выбираться из низких значений, растет момент с мощностью, но время на ускорении уже потеряно и лишнее топливо ушло в трубу.
Но нам-то пофигу, мы не вникали в это, а педаль у нас как тумблер Вкл-Выкл...
Но затылок чешем и удивляемся - чего она так жрет и затыкается при газе в пол? Пулять же типа должна...
Вариант 2
Мы давим на педаль плавно, двигатель успевает набирать обороты и весело жужжит, без натужного мычания и вибрации по кузову автомобиля, топливо у нас расходуется оптимально, УОЗ максимальный (для данного режима), в итоге получаем - веселый и быстрый разгон с минимальным расходом топлива.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для желающих дополнительно экономить топливо в повседневной езде, нужно уяснить еще один момент.
Любая прошивка состоит как-бы из двух частей, первая часть это экономичный режим, а вторая часть это мощностной режим. Обычно до 50-60% хода педали (или открытия заслонки - в разных системах по разному) это экономичный режим, состав топливной смеси придерживается стехиометрии за счет лямбда-регулирования или настроек ПО если лямбда-регулирование отключено.
Мощностной режим наступает когда педаль (или заслонка) находятся после 50-60% своего хода. В этом режиме состав смеси значительно обогащается, без этого обогащения двигатель не сможет достичь высокой мощности и высокого крутящего момента.
Если хотим ездить с минимальным расходом топлива, то тут тоже все просто - педаль газа нужно давить с такой скоростью, чтобы двигатель успевал набирать обороты и стараемся не давить педаль газа выше 60-70% её хода! Вот и вся хитрость!
P.S. Довольно часто люди обращаются с просьбой сделать "экономичную" прошивку. Мода на такие прошивки была в начале 2000-х годов, тогда делали и сдоенные прошивки типа эконом-динамик, блоки Я5-Я7 это позволяли. Со временем от них отказались т.к. на насмерть удушенной типа "экономичной" прошивке ездить просто невозможно, а до беспредела накрученный динамик не позволял ездить экономно. Да и зачем городить огород когда обычная (одинарная) прошивка может работать и экономно и динамично, только нужно понимать как она это делает.
Помнятся несколько показательных примеров:
- приехал таксист и попросил экономичную прошивку, залили, уехал. Вернулся через пару дней и попросил нормальную прошивку. Пояснил так - мне нужно резко ускорится, чтобы проскочить, а она тупит, разогнаться невозможно.
Он по своему незнанию думал, что он будет низко летать, а прошивка будет экономить ему бензин...
- приехал молодой и горячий - залей прошивку чтобы пёрла как можно сильнее невзирая на расход. Залил прошивку в которой нет вообще экономичного режима, уехал, вернулся через неделю - убери эту, я уже нагонялся, она меня съела...
- приехал пожилой мужик, давний клиент, он уже знал как и что работает в прошивке - поставь динамик (есть такие давно для классики). Говорю - может наоборот эконом, нет - говорит, я знаю как ездить экономно, но когда нужно хочу навалить как хочу.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И последний пример для обобщения всего вышесказанного. Есть у меня двоюродный брат, много лет он ездил на Тайоте Коралла с дизельным двигателем, потом купил Калину, поездил некоторое время и спрашивает - чего она так много жрет? Поглядел на его бортовик, средний расход висит на 12 литрах (лето).
Берем ноутбук и едем кататься, оказывается он ездил на Калине так же как привык на дизеле, т.е. он переключался на 1500-2000 об. Представляете - втыкает 5-ю передачу на 2000! Бедная машинка вибрирует всеми частями кузова от натуги, он давит газ и ждет пока она разгонится...
Пришлось читать ему лекцию:
У бензиновых моторов крутящий момент и мощность сильно зависят от оборотов, в твоем дизеле пик момента на 2000 (условно) и он прет с 1000 оборотов как паровоз, а в бензиновых максимум момента на 3700-4800 оборотах (в зависимости от модели двигателя), максимальная мощность же вообще на 5800.
Из чего следует - оптимальные обороты двигателя должны быть в районе 2500-4500 оборотов на любой передаче, старайся из так держать.
Сбросили бортовик и он поехал осваивать новый стиль езды. Через месяц заехал, поглядели на бортовик, средний расход застыл на 7.5 л.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ:
Примеры работы дроссельной заслонки при разгонах: viewtopic.php?f=251&t=4504
Продолжение на тему расхода топлива, об объективных причинах его довольно высокого расхода на стоковых прошивках, о субъективных причинах его повышения после чип-тюнинга и т.д. здесь: viewtopic.php?f=182&t=6087
В системах с троссовым приводом дроссельной заслонки, в моих прошивках, карты составов смеси и переходные режимы настроены так, чтобы увеличение обогащения зависело от оборотов и нагрузки, а смесь резко не падала в очень богатую при нажатии педали газа на низких оборотах и высоких нагрузках. В таких случаях работают другие калибровки, для этого предназначенные - калибровки переходных режимов и обогащения при ускорении. Они работают только тогда, когда ЭБУ видит режим ускорения, а не постоянно - при равномерном движении.
Состав смеси плавно обогащается в зависимости от роста нагрузки и оборотов, таким образом достигается рациональное и полное использование топлива с максимальной отдачей. Возможно, кому-то больше нравится, когда при входе в мощностной режим происходит толчок вперед и как бы чувствуется подхват (при этом неизбежно появляются удары в трансмиссию в переходных режимах), но это крайне неоптимальный режим работы, ведущий к неэффективному перерасходу топлива в угоду обманному впечатлению. Идеальным считается ускорение, когда на всем протяжении хода педали газа, набор оборотов и крутящий момент растут линейно, ровно и мощно. Без "клевков" и "затыков", резких подхватов приводящих к ударам в трансмиссию. При таком подходе, машина разгоняется «мягче» при малых открытиях дросселя и быстрее при дальнейшем его открытии, причем само ускорение прогнозируемое и легко управляемое, а топливо расходуется наиболее оптимально.
Нужно только понять - как правильно управлять ускорением и правильно работать с педалью газа.
А это очень просто - педаль газа нужно давить с такой скоростью, чтобы двигатель успевал набирать обороты! Вот и вся хитрость!
В новых системах, с электронным приводом дроссельной заслонки, принцип ускорения без излишнего обогащения, реализован в полной мере, для чего и был придуман сам электронный привод. Нажатие педали газа «в пол» не приводит к полному открытию дроссельной заслонки вслед за нажатием педали. Заслонка открывается плавно и как бы, вслед за ростом оборотов. Нажатие педали газа «в пол» абсолютно бессмысленно, в итоге автомобиль ускоряется менее интенсивно.
Здесь так же действует принцип - педаль газа нужно давить с такой скоростью, чтобы двигатель успевал набирать обороты!
Все вышесказанное относится к топливоподаче, но есть и второй аспект глобально влияющий на все режимы езды, ускорение и итоговый расход топлива - это Угол Опережения Зажигания (УОЗ).
О нем тоже стоит сказать особо, его роль в процессе ускорения и итоговом расходе топлива не меньшая чем топливоподача.
Карта УОЗ в прошивке построена таким образом, чтобы учесть все режимы работы двигателя, от минимальных нагрузок до максимальных, от минимальных оборотов до максимальных при любых вариациях нагрузка-обороты.
Вкратце:
- при малых нагрузках или равномерной езде, УОЗ максимально оптимальный для данного двигателя и режима езды,
- при больших нагрузках УОЗ уходит в минимальные значения (иногда и отрицательные), делается это для того чтобы не допустить детонации (в народе - пальцы стучат).
Как это выглядит в процессе ускорения:
Вариант 1
Мы давим педаль в пол и ждем ускорения, мы же думаем если нажимаем в пол, то машина должна стать самолетом и низко взлететь над землей... а моторчик у нас 1.4л.... По факту мы получаем обратное, в это время УОЗ проваливается в минимальные значения (чтобы не допустить детонации) т.к. нагрузка максимальная, мощность двигателя небольшая, обороты тоже, а мощность и момент, как известно, зависит от оборотов двигателя, замкнутый круг получается... И только с ростом оборотов УОЗ начинает выбираться из низких значений, растет момент с мощностью, но время на ускорении уже потеряно и лишнее топливо ушло в трубу.
Но нам-то пофигу, мы не вникали в это, а педаль у нас как тумблер Вкл-Выкл...
Но затылок чешем и удивляемся - чего она так жрет и затыкается при газе в пол? Пулять же типа должна...
Вариант 2
Мы давим на педаль плавно, двигатель успевает набирать обороты и весело жужжит, без натужного мычания и вибрации по кузову автомобиля, топливо у нас расходуется оптимально, УОЗ максимальный (для данного режима), в итоге получаем - веселый и быстрый разгон с минимальным расходом топлива.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для желающих дополнительно экономить топливо в повседневной езде, нужно уяснить еще один момент.
Любая прошивка состоит как-бы из двух частей, первая часть это экономичный режим, а вторая часть это мощностной режим. Обычно до 50-60% хода педали (или открытия заслонки - в разных системах по разному) это экономичный режим, состав топливной смеси придерживается стехиометрии за счет лямбда-регулирования или настроек ПО если лямбда-регулирование отключено.
Мощностной режим наступает когда педаль (или заслонка) находятся после 50-60% своего хода. В этом режиме состав смеси значительно обогащается, без этого обогащения двигатель не сможет достичь высокой мощности и высокого крутящего момента.
Если хотим ездить с минимальным расходом топлива, то тут тоже все просто - педаль газа нужно давить с такой скоростью, чтобы двигатель успевал набирать обороты и стараемся не давить педаль газа выше 60-70% её хода! Вот и вся хитрость!
P.S. Довольно часто люди обращаются с просьбой сделать "экономичную" прошивку. Мода на такие прошивки была в начале 2000-х годов, тогда делали и сдоенные прошивки типа эконом-динамик, блоки Я5-Я7 это позволяли. Со временем от них отказались т.к. на насмерть удушенной типа "экономичной" прошивке ездить просто невозможно, а до беспредела накрученный динамик не позволял ездить экономно. Да и зачем городить огород когда обычная (одинарная) прошивка может работать и экономно и динамично, только нужно понимать как она это делает.
Помнятся несколько показательных примеров:
- приехал таксист и попросил экономичную прошивку, залили, уехал. Вернулся через пару дней и попросил нормальную прошивку. Пояснил так - мне нужно резко ускорится, чтобы проскочить, а она тупит, разогнаться невозможно.
Он по своему незнанию думал, что он будет низко летать, а прошивка будет экономить ему бензин...
- приехал молодой и горячий - залей прошивку чтобы пёрла как можно сильнее невзирая на расход. Залил прошивку в которой нет вообще экономичного режима, уехал, вернулся через неделю - убери эту, я уже нагонялся, она меня съела...
- приехал пожилой мужик, давний клиент, он уже знал как и что работает в прошивке - поставь динамик (есть такие давно для классики). Говорю - может наоборот эконом, нет - говорит, я знаю как ездить экономно, но когда нужно хочу навалить как хочу.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И последний пример для обобщения всего вышесказанного. Есть у меня двоюродный брат, много лет он ездил на Тайоте Коралла с дизельным двигателем, потом купил Калину, поездил некоторое время и спрашивает - чего она так много жрет? Поглядел на его бортовик, средний расход висит на 12 литрах (лето).
Берем ноутбук и едем кататься, оказывается он ездил на Калине так же как привык на дизеле, т.е. он переключался на 1500-2000 об. Представляете - втыкает 5-ю передачу на 2000! Бедная машинка вибрирует всеми частями кузова от натуги, он давит газ и ждет пока она разгонится...
Пришлось читать ему лекцию:
У бензиновых моторов крутящий момент и мощность сильно зависят от оборотов, в твоем дизеле пик момента на 2000 (условно) и он прет с 1000 оборотов как паровоз, а в бензиновых максимум момента на 3700-4800 оборотах (в зависимости от модели двигателя), максимальная мощность же вообще на 5800.
Из чего следует - оптимальные обороты двигателя должны быть в районе 2500-4500 оборотов на любой передаче, старайся из так держать.
Сбросили бортовик и он поехал осваивать новый стиль езды. Через месяц заехал, поглядели на бортовик, средний расход застыл на 7.5 л.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ:
Примеры работы дроссельной заслонки при разгонах: viewtopic.php?f=251&t=4504
Продолжение на тему расхода топлива, об объективных причинах его довольно высокого расхода на стоковых прошивках, о субъективных причинах его повышения после чип-тюнинга и т.д. здесь: viewtopic.php?f=182&t=6087