К обсуждению прибора по проверке свечей под давлением могу добавить несколько строк, может кому пригодится.
Имею такой прибор, правда не самодельный. Ознакомиться с параметрами можно здесь
http://www.garorussia.ru/index.php?page=9&type=eq&id=51
Прибор имеет встроенный компрессор, развивающий давление до 10 Бар с питанием от автомобильного аккумулятора.
Имеется два режима работы проверки свечей: на холостом ходу при 1000 оборотов и при 5000 оборотов.
Сразу скажу, что режим 5000 оборотов, на мой взгляд, как раз и позволяет обходиться без подачи более высокого давления (у прибора Э-203 возможность до 16 атм) и сделать выводы о состоянии свечей.
О возможностях:
Наблюдение искрообразования через окошко барокамеры, что позволяет увидеть цвет искры.
Вот что об этом говорится из разных источников:
« Цвет искры содержит «холодные» красноватые оттенки, что приводит к неустойчивой работе двигателя на части малых и средних нагрузок.»
« Если у свечей NGK искра имеет бело-синий цвет, что соответствует температуре 3500—4000 К (градусов по абсолютной шкале Кельвина), то, например, искра свечей APS содержит красноватые оттенки (температура около 3000 К). А ведь температура искры влияет на начальную скорость распространения фронта пламени в квадрате! »
« Цвет искры однозначно говорит об энергетике разряда.
Идеальный вариант – яркая белая стабильная искра, не меняющая своего положения.
Наихудший – красная «прыгающая» искра: она (повторим) самая «холодная».
С процессом сгорания это связано примерно так: начальный очаг пламени формируется в искровом промежутке свечи, а затем с определенной скоростью движется по камере сгорания. От этой скорости зависит все – и мощность двигателя, и экономичность, и токсичность. На нее влияют десятки разных параметров – от формы камеры до расположения клапанов, но начальная скорость зависит только от состава смеси, которую мы «не трогаем и не меняем», а также от размера очага воспламенения (линейно!) и от температуры, причем квадратично! Поэтому по цвету искры можно точно предугадать поведение двигателя. »
« Мы проводили атмосферный анализ искрового разряда. Могут возразить, что под давлением условия иные. Это так – но в то же время искрообразование при 20°С и атмосферном давлении более затруднено, нежели при 500°С и 10 барах в конце такта сжатия.
Поэтому свечи, которые лучше искрят на воздухе, увереннее работают и в реальном двигателе. »
« в обычной свече искровой разряд не любит ни уменьшения, ни увеличения зазора относительно рекомендованного! При малых зазорах искра теряет интенсивность, а зона искрообразования сужается. А при больших зазорах искра меняет цвет, переходя из голубых тонов в красные, свидетельствующие о возможных пропусках вспышек в двигателе. Зато тонкие центральные электроды на изменение зазоров реагируют спокойнее. »
« Цвет искры, кстати, сам по себе о многом говорит. Красная или розовая искра — слабая, частенько дающая пропуск вспышек. Синяя, голубая — более интенсивные, а белая — самая стабильная и горячая. »
« В конечном итоге свеча обязана дать хорошую стабильную искру, причем нужного цвета.
Идеальный вариант – яркая белая искра, затем, по мере ухудшения – голубая, синяя, розовая и, не дай бог, красная: она самая «холодная. »
Кроме наблюдения цвета смотрим на стабильность и бесперебойность искрообразования выявляя внутренние пробои или поверхностные перекрытия изолятора.
При наблюдении с торца свечи разряд не должен наблюдаться, должен быть виден только ореол вокруг центрального электрода (для свечей с одним боковым электродом).
Проверка герметичности.
Из разных источников об этом:
« Для проверки герметичности свечи создают давление воздуха 10 кгс/кв,см и наблюдают за показаниями манометра.
Допускается утечка воздуха не более 0,5 кгс/кв.см в течение 1 минуты, а с изолятором из термоцемента - 0,5 кгс/кв.см за 10 секунд. »
« действующий на территории СНГ стандарт на свечи зажигания ОСТ 37.003.081-87 “Свечи зажигания искровые” допускает утечку газа через соединения деталей свечи зажигания при разнице давлений 1,0 МПа (10 кг/см) не более 5 см/мин, а европейские стандарты вообще не допускают негерметичности свечи при температуре ее корпуса в 200 0С и разнице давлений в 4,0 МПа (40 кг/ам). »
На корпусе прибора имеются таблицы, прописывающие условия проверки.
Параметров два: зазор между центральным и боковым электродами и давление воздуха в проверочной камере.
В таблице приведены усредненные значения испытательного давления. Вот некоторые из них.
При зазоре 1 мм указано давление 5 bar. При зазоре 0,7 мм указано давление 8 bar.
Есть ещё пояснения о том, что если будут обнаружены перебои в искрообразовании, то следует снизить давление согласно другой таблице.
В этой нижней таблице рекомендуется при зазоре 1 мм давление 3,5 bar. При зазоре 0,7 мм давление 5 bar.
Приведу некоторые наблюдения из моей скромной практики.
По герметичности.
За 45 секунд давление падает на 0,5 bar. По результатам проверки нескольких комплектов новых свечей разных производителей.
Хочется добавить, что на свечах BOSH R6-291 (FR7DCU) для достижения таких результатов приходилось несколько раз подтягивать свечу (такие новые уплотнительные кольца).
На свечах А17ДВРМ установленных с завода и прошедших 10000 км падение давления за 10 секунд на 1 bar.
О давлении нарушения искрообразования, а лучше о давлении прекращения искрообразования.
Нижеприведенные результаты получены при проверке новых свечей: BRISK LR15YPP-1, EYQUEM C62LS, NGK BCP6E (серия V-LINE №17), BOSH R6-291 (FR7DCU), DENSO Q20PP-U11, АУ14ДВРМ, FINWHALE ProSeries FS11 (V5RDC-11).
На всех свечах перед проверкой выставлен зазор 1 мм.
В режиме 1000 оборотов (имитация работы на холостом ходу) все свечи давали стабильное бесперебойное искрообразование при давлении 10 bar.
При наблюдении места, где происходит пробой в этом режиме, выявилось несколько свечей, где дуга проходит не между электродами, а внутри по изолятору.
Режим 5000 оборотов. Здесь поинтересней.
Привожу данные по давлению прекращения искрообразования.
Результаты расположены в порядке от лучших к худшим и соответствуют вышеприведённому перечню тестируемых свечей. В скобках указаны минимальные и максимальные значения по комплекту свечей.
(5,5 – 5,5 bar), (4,7 – 5,7 bar), (5 – 5 bar), (4,3 – 4,7 bar), (4 – 4,5 bar), (3,3 – 4,8bar), (3,2 – 3,7 bar).
Еще несколько результатов.
Свечи АУ17ДВРМ (зазор 1 мм) после пробега 7000 км переставали искрить при давлении выше 3,5 bar.
Заметил, что на Приоре с этими свечами при движении на 4-й передаче со скоростью 40 км в час и резком нажатии на газ появляются кратковременные подергивания.
При зазоре 0,7 мм свечи ТРЕК А14ДВРМ на 5000 оборотов искрили до 6,7 bar.
Некоторые наблюдения по результатам измерения сопротивления встроенного резистора.
Из вышеперечисленных свечей сопротивление резистора (там где он есть) находится в диапазоне от 4,5 до 7,5 кОм. В идеале оно ещё должно быть и одинаковым по комплекту, но такого не нашлось.
Исключение - свечи FINWHALE ProSeries FS11 (V5RDC-11). Здесь разброс от 4,5 до 11 кОм.
Пожелания по доработке прибора у меня такие.
Сделать режим 3500 оборотов или плавное изменение оборотов.
А также хотелось бы регулировать время накопления энергии в катушке зажигания.
На это натолкнула статья по адресу
http://www.acelab.ru/dep.auto/article.061108.001.php
про оборудование для оперативной проверки исправности катушек зажигания.
Наверно при таких возможностях можно было бы добиться более точных результатов при проверке свечей.
Про адаптер Scan Master.
У меня его нет. Но наверно его можно использовать как составную часть стенда для проверки свечей. И в программе предусмотрено изменение оборотов.
А время накопления энергии одинаково на любой частоте теста и составляет 2.8 мс.
Была бы ещё возможность регулировки этого параметра.
Пожалуй на этом всё.